| ||||||
|
| |||||
программа сопровождения семейУтверждаю: Глава администрации города _____________А.В. Хохряков
Комплексная программа сопровождения замещающих семей «В кругу семьи»
г. Лесосибирск 2012 год
Ребенок должен воспитываться в семье. Именно семья является естественной средой для развития и становления личности. Семья является главным источником формирования представлений ребенка о себе и о мире. Именно семья закладывает представления о прошлом, о настоящем и будущем. Дает направления для развития и задает критерии для оценки собственной успешности. Именно в семье ребенок учиться общаться, чувствовать, мыслить, приобретает навыки и умения для самостоятельной жизни. Если это по каким-либо причинам оказывается невозможным нахождение ребенка в кровной семье, на первый план выступает задача поиска и подготовки и дальнейшего сопровождения замещающей семьи. Результат – реальная помощь конкретному ребенку. В Лесосибирске на 01.01.2012 года в замещающих семьях проживают 468 детей, из которых 161 – в 54 приемных семьях. Ежегодно, доля детей, которые помещаются для воспитания в приемные семьи (то есть преимущественно в семьи граждан, не являющихся их родственниками) в общей численности детей-сирот увеличивается. Так, по сравнению с данными на 01.01.2011г. число приемных семей увеличилось на 20%, а численность детей в этих семьях на 23%. В семьи помещаются не только дети из Лесосибирске. В 2011 году в город поступило под опеку 29 детей из других муниципальных образований города. Поэтому, несмотря на довольно большое число детей, устроенных на воспитание в учреждения для детей сирот, в городе, активно развиваются семейные формы устройства. Различными способами решается задача поддержки замещающих семей, включения их в социокультурное пространство, создания психологического и социального комфорта. Это - реальный ответ на социальный запрос и потребности замещающих семей в обучении, согласовании позиций и семейной практики, предъявлении своих достижений, общении. Диагностика показывает высокую мотивацию родителей-воспитателей на приобретение новых знаний, умений и навыков в работе с детьми-сиротами, осознание своей новой семейной и профессиональной роли, формирование родительских компетенций и коммуникативных навыков. Родители нуждаются также в получении информации и совместном поиске ответов на жизненно важные острые вопросы. Остается проблема адаптации приемных детей в новых для них условиях замещающей семьи и открытого социокультурного пространства. Включение ребенка в семью требует перестройки сложившейся в ней ранее системы отношений. Однако не только принятие ребенка новыми родителями, но и принятие им самим своей новой позиции определяют успешность адаптации ребенка в семье и ее будущее. Поэтому одной из основных задач мероприятий программы – создание социально-психологических условий, позволяющих ребенку успешно адаптироваться в замещающей семье. Несмотря на всю работу города по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, часть воспитанников детских домов остаются невостребованными замещающими семьями по причине состояния здоровья, возраста и степени запущенности. В этом направлении данная программа предоставляет возможность участия в ранней профилактике семейного неблагополучия. При невозможности влиять на социально-экономические и политические аспекты, остается реальная возможность эффективной работы с группами населения, которые являются основными «проводниками в мир» социальных сирот: семьи группы риска, выпускники детских учреждений, семьи с детьми с особенностями развития. В программы включены кровные семьи, имеющие социальные или психологические проблемы.
Цель: - развитие семейных форм устройства детей-сирот - профилактика социального сиротства.
Задачи: · Создать благоприятную психологическую и творческую атмосферу для каждой семьи. · Повысить уровень профессиональной родительской компетентности, психологических и правовых знаний, расширение социального потенциала и рост информированности родителей принимающих семей. · Повысить эффективность освоения замещающими семьями социокультурного пространства города и осваивать новые для приемного ребенка социальные роли; · Оказать помощь ребенку в адаптации в замещающей семье. · Расширить представление у детей-сирот о целостном социокультурном пространстве города; · Помочь ребенку интегрироваться в социокультурное пространство в качестве активного горожанина со сформированной гражданской позицией; · Формировать доброжелательное общественное мнение о замещающих семьях.
Конкретные ожидаемые результаты, методы их измерения: Расширение психологических и педагогических знаний, умений и навыков, профессиональных компетенций родителей-воспитателей (анкетирование, социально-педагогическая диагностика). Овладение детьми и взрослыми коммуникативными навыками, способами конструктивного межличностного общения (коллективная рефлексия, решение практических задач, участие в массовых мероприятиях). Профилактика конфликтов в замещающей семье (наблюдение, собеседование, психологическая диагностика, анкетирование). Психологические исследования в последний месяц года, показывающие наличие положительной динамики в семьях и качество адаптации детей в семьях (социально-педагогическая диагностика). Снижение числа детей, изъятых из замещающих семей и добровольно возвращенных родителями в интернатные учреждения (отчет работы по программе, данные мониторинга). Увеличение детей, переданных на воспитание в семьи граждан (отчет работы по программе, данные мониторинга). Увеличение количества семей, охваченных данной программой (отчет работы по программе, данные мониторинга). Создание портфолио каждой семьи, в которую войдут творческие работы детей и родителей, грамоты, благодарности, отзывы преподавателей и участников, др.
Субъекты программы: 1.Отдел опеки и попечительства администрации города 2. КГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лесосибирский детский дом им. Ф.Э. Дзержинского»; 3. Лесосибирский филиал КГКУ «Центр развития семейных форм воспитания»; 4. Лесосибирский педагогический институт филиал СФУ; 5. Учреждения культуры и спорта; 6. Молодежный центр. 7. Лесосибирская центральная библиотечная система. 8. Отдел образования и отдел культуры администрации города 8. Приемные семьи
Управление механизмом взаимодействия субъектов программы: Организация субъектов осуществляется через городской Координационный Совет профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия. Решение совета и рабочее взаимодействие осуществляет отдел опеки и попечительств администрации города.
Механизм реализации данной программы: • Первичная диагностика. • Формирование детско-родительских групп для: – составления плана мероприятий по характеру и тематике в зависимости от потребностей семей и осуществление этого плана; – Планирование и осуществление плана индивидуальной работы с семьей. • Оценка результатов, выход на дальнейшее развитие. Методы первичной диагностики в приложении № 1 к настоящей программе.
Используемые формы работы в программе: • Работа с замещающими родителями (семинары, тренинги, лекторий, консультации, индивидуальная работа, оперативная помощь); • Организация досуговых мероприятий для замещающих семей на социокультурных площадках города (музей, библиотека, спортивные учреждения, молодежный центр, педагогический институт и др.); • Работа с приемными детьми (группа личностного роста, индивидуальные консультации). • Акции, конференции. • Научно-исследовательская работа. • Образовательная деятельность (обучение специалистов, взаимодействующих с семьей). Ресурсное обеспечение программы: Все мероприятия организуются и проводятся за счет рабочих смет субъектов, которые входят в программу. Мероприятия программы: 1. Мероприятия совместно с ЦБС (центральной библиотечной системой) на 2012 год – приложение № 1; 2. Мероприятия совместно с КГКОУ «Лесосибирский детский дом» - приложение № 2; 3. Мероприятия совместно с филиалом КГКУ «Центр развития семейных форма воспитания» - приложение № 3. Иные субъекты программы участвуют в реализации тех или иных мероприятий, согласно приложениям. Итоговым мероприятием является городской родительский форум: «Лесосибирск улыбается детям», в организации и проведении которого участвуют все субъекты программы.
Период действия программы: Рассчитана на 2012 год.
| ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |