Органы опеки и попечительства города Лесосибирска

программа сопровождения семей

  Утверждаю:

Глава администрации города _____________А.В. Хохряков

 

Комплексная программа сопровождения замещающих семей

«В кругу семьи»

 

г. Лесосибирск

2012 год

 

Ребенок должен воспитываться в семье. Именно семья является естественной средой для развития и становления личности. Семья является главным источником формирования представлений ребенка о себе и о мире. Именно семья закладывает представления о прошлом, о настоящем и будущем. Дает направления для развития и задает критерии для оценки собственной успешности. Именно в семье ребенок учиться общаться, чувствовать, мыслить, приобретает

навыки и умения для самостоятельной жизни. Если это по каким-либо причинам оказывается невозможным нахождение ребенка в кровной семье, на первый план выступает задача поиска и подготовки и дальнейшего сопровождения замещающей семьи. Результат – реальная помощь конкретному ребенку.

В Лесосибирске на 01.01.2012 года в замещающих семьях проживают 468 детей, из которых 161 – в 54 приемных семьях. Ежегодно, доля детей, которые помещаются для воспитания в приемные семьи (то есть преимущественно в семьи граждан, не являющихся их родственниками) в общей численности детей-сирот увеличивается. Так, по сравнению с данными на 01.01.2011г. число приемных семей увеличилось на 20%, а численность детей в этих семьях на 23%. В семьи помещаются не только дети из Лесосибирске. В 2011 году в город поступило под опеку 29 детей из других муниципальных образований города. Поэтому, несмотря на довольно большое число детей, устроенных на воспитание в учреждения для детей сирот, в городе, активно развиваются семейные формы устройства. Различными способами решается задача поддержки замещающих семей, включения их в социокультурное пространство, создания психологического и социального комфорта. Это - реальный ответ на социальный запрос и потребности замещающих семей в обучении, согласовании позиций и семейной практики, предъявлении своих достижений, общении. Диагностика показывает высокую мотивацию родителей-воспитателей на приобретение новых знаний, умений и навыков в работе с детьми-сиротами, осознание своей новой семейной и профессиональной роли, формирование родительских компетенций и коммуникативных навыков. Родители нуждаются также в получении информации и совместном поиске ответов на жизненно важные острые вопросы. 

Остается проблема адаптации приемных детей в новых для них условиях замещающей семьи и открытого социокультурного пространства. Включение ребенка в семью требует перестройки сложившейся в ней ранее системы отношений. Однако не только принятие ребенка новыми родителями, но и принятие им самим своей новой позиции

определяют успешность адаптации ребенка в семье и ее будущее. Поэтому одной из основных задач мероприятий программы – создание социально-психологических условий, позволяющих ребенку успешно адаптироваться в замещающей семье.

Несмотря на всю работу города  по развитию  семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, часть воспитанников детских домов остаются невостребованными замещающими семьями по причине состояния здоровья, возраста и степени запущенности. В этом направлении данная программа предоставляет возможность участия в ранней профилактике семейного неблагополучия.  При невозможности влиять на социально-экономические и политические аспекты, остается реальная возможность эффективной работы с группами населения, которые являются основными «проводниками в мир» социальных сирот: семьи группы риска, выпускники детских учреждений, семьи с детьми с особенностями развития. В программы включены кровные семьи, имеющие социальные или психологические проблемы.

 

Цель:

-  развитие семейных форм устройства детей-сирот

-  профилактика социального сиротства.

        

Задачи:

·       Создать благоприятную психологическую и творческую атмосферу для каждой семьи.

·       Повысить уровень профессиональной родительской компетентности, психологических и правовых знаний, расширение социального потенциала  и рост информированности родителей принимающих семей.

·       Повысить эффективность  освоения замещающими семьями социокультурного пространства города и осваивать новые для приемного ребенка социальные роли;

·       Оказать помощь ребенку в адаптации в замещающей семье.

·       Расширить представление  у детей-сирот о целостном  социокультурном пространстве города;

·       Помочь ребенку интегрироваться в социокультурное пространство в качестве активного горожанина со сформированной гражданской позицией;

·       Формировать доброжелательное общественное мнение о замещающих семьях.

 

Конкретные ожидаемые результаты, методы их измерения:

  Расширение психологических и педагогических знаний, умений и навыков,  профессиональных компетенций родителей-воспитателей (анкетирование, социально-педагогическая диагностика).

 Овладение детьми и взрослыми коммуникативными навыками, способами конструктивного межличностного общения (коллективная рефлексия, решение практических задач, участие в массовых мероприятиях).

 Профилактика конфликтов в замещающей семье (наблюдение, собеседование, психологическая диагностика, анкетирование).

Психологические исследования в последний месяц года, показывающие наличие положительной динамики в семьях и

качество адаптации детей в семьях (социально-педагогическая диагностика).

 Снижение числа детей, изъятых из замещающих семей и добровольно возвращенных родителями в интернатные учреждения (отчет работы по программе, данные мониторинга).

Увеличение детей, переданных на воспитание в семьи граждан (отчет работы по программе, данные мониторинга).

Увеличение количества семей, охваченных данной программой (отчет работы по программе, данные мониторинга).

Создание портфолио каждой семьи, в которую войдут творческие работы детей и родителей, грамоты, благодарности, отзывы преподавателей и участников, др.

 

Субъекты программы:

1.Отдел опеки и попечительства администрации города

2. КГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лесосибирский детский дом им. Ф.Э. Дзержинского»;

3. Лесосибирский филиал КГКУ «Центр развития семейных форм воспитания»;

4. Лесосибирский педагогический институт филиал СФУ;

5. Учреждения культуры и спорта;

6. Молодежный центр.

7. Лесосибирская центральная библиотечная система.

8. Отдел образования и отдел культуры администрации города

8. Приемные семьи

 

Управление механизмом взаимодействия субъектов программы:

Организация субъектов осуществляется через городской Координационный Совет  профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия. Решение совета и рабочее взаимодействие осуществляет отдел опеки и попечительств администрации города.

 

Механизм реализации данной программы:

         Первичная диагностика.

         Формирование детско-родительских групп для:

       составления плана мероприятий по характеру и тематике в зависимости от потребностей семей и осуществление этого плана;

       Планирование и осуществление плана индивидуальной работы с семьей.

         Оценка результатов, выход на дальнейшее развитие.

Методы первичной диагностики в приложении № 1 к настоящей программе.

 

Используемые формы работы в программе:

         Работа с замещающими родителями (семинары, тренинги, лекторий, консультации, индивидуальная работа, оперативная помощь);

         Организация досуговых мероприятий для замещающих семей на социокультурных площадках города (музей, библиотека, спортивные учреждения, молодежный центр, педагогический институт и др.);

         Работа с приемными детьми (группа личностного роста, индивидуальные консультации).

         Акции, конференции.

         Научно-исследовательская работа.

         Образовательная деятельность (обучение специалистов, взаимодействующих с семьей).

Ресурсное обеспечение программы:

 Все мероприятия организуются и проводятся за счет рабочих смет субъектов, которые входят в программу.

Мероприятия программы:

1.     Мероприятия совместно с ЦБС (центральной библиотечной системой) на 2012 год – приложение № 1;

2.     Мероприятия совместно с КГКОУ «Лесосибирский детский дом» - приложение № 2;

3.     Мероприятия совместно с филиалом КГКУ «Центр развития семейных форма воспитания» - приложение № 3.

Иные субъекты программы участвуют в реализации тех или иных мероприятий, согласно приложениям.

Итоговым мероприятием является городской родительский форум: «Лесосибирск улыбается детям», в организации и проведении которого участвуют все субъекты программы.

 

Период действия программы:

Рассчитана на 2012 год.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Сайт создан в системе uCoz